Опубликовано 14 июня, 2015 в Наука и техника
 
 

Новая веха в развитии концепции «Интернета вещей»

internet-of-things-1Как бы то ни было, можно с довольно значительной степенью достоверности сделать вывод, что в этом году Глобальная Сеть перестала быть сетью, где доминируют люди, и превратилась в сеть вещей и устройств.

Так называемый «Интернет вещей» по меркам IT-индустрии является довольно старой концепцией. Идея была предложена в конце прошлого тысячелетия, а именно в 1999 году. А в году нынешнем случилось связанное с Интернетом вещей событие, весьма важное, хотя и мало кем замеченное. Аналитическая компания J’son & Partners Consulting дала прогноз, согласно которому по итогам 2013 года оборот рынка интеллектуальных устройств, которые и образуют основу Интернета вещей, достигнет 14,3 млрд. единиц. В данном случае приходится иметь дело с прогнозами по той причине, что статистика в таких масштабах вряд ли является намного более достоверной. Поэтому аналитикам остаётся работать с данными ограниченной точности, которые ещё и чрезвычайно быстро становятся устаревшими.

Как бы то ни было, можно с довольно значительной степенью достоверности сделать вывод, что в этом году Глобальная Сеть перестала быть сетью, где доминируют люди, и превратилась в сеть вещей и устройств. Определённо, на нашей планете попросту нет 14 млрд. людей, да и из тех 7 с лишним млрд., которые имеются, ещё далеко не все стали завсегдатаями Интернета. Пока что нельзя сказать, что устройств в сети больше на порядок, а всего лишь только в 2-3 раза, но это лишь вопрос времени.

Естественно, что рост населения планеты за ростом численности подключенных устройств поспевать никак не сможет. Большая часть людей во всём мире проживают в городах, где вырастить ребёнка намного дороже, чем в условиях деревни, где в значительно большей степени сохранилось натуральное хозяйство, а не товарно-денежные отношения. В Европе, в которой урбанизация давно находится на высочайшем уровне, дела с рождаемостью обстоят безрадостно, зато с промышленностью (по крайней мере в сфере разработок, поскольку производство давно уехало в Китай и прочие страны Азии) ситуация лучше, и наштамповать новых устройств не займёт много времени.

Среди читателей, интересующихся передовыми технологиями, есть множество обладателей подобных устройств. Достаточно оглядеть квартиру вокруг себя, и можно увидеть неодушевлённых обитателей Глобальной Сети. Это настольный ПК или ноутбук, с которых вы с большой долей вероятности читаете эту статью, или же планшет или смартфон, с которых она тоже вам доступна. Это сетевое хранилище, электронная книга, телевизор последнего поколения, медиаплееры для более старых телевизоров, маршрутизатор, игровая приставка и так далее. Хотя обладанием таким перечнем устройств пока могут похвастаться на нашей планете лишь немногие, их число растёт. И всем эти разнообразием пользуются максимум несколько человек, а то и один.

Двукратное преобладание устройств над людьми в Интернете можно назвать важной вехой в его развитии. По данным компании Cisco, этот перевес формируется с 2008-09 годов, когда число устройств впервые превысило число живых пользователей. Получается, что именно тогда началось доминирование интеллектуальных устройств — телевизоров, холодильников, пылесосов и прочих микроволновых печей с процессорами и операционными системами.

Преобладают в Интернете вещей так называемые RFID-метки, которые среди всех подключенных устройств занимают 27%. Именно для них в 1999 году и была предложена концепция Интернета вещей. Предложена она была в виде способа для оптимизации логистики компании Procter & Gamble Кевином Эштоном (Kevin Ashton) из Массачусетского технологического института. Естественно, логистика востребована и у множества других компаний по всему миру, и эта сфера растёт день ото дня. Растущие производственные мощности дают возможность концентрировать промышленность в немногих точках планеты, а уже оттуда товары растекаются в розничные сети всего мира. Оптимизировать этот процесс желают многие, а если есть спрос, то есть и предложение.

Дела в корпоративном мире говорят о растущем интересе компаний к Интернету вещей. Корпорация ARM, которая продаёт архитектуры для процессоров, используемых в подавляющем большинстве мобильных устройств, собирается вплотную заняться этим рынком. Помочь в этом призвано недавнее приобретение финской компании Sensinode, создателя ПО для интеллектуальных устройств с низким уровнем потребления энергии, принявшей участие в разработке многих стандартов Интернета вещей. ARM ожидает к 2020 году роста числа подключенных устройств до уровня в 30 млрд., тогда как уже нынешние показатели обеспечивают оборот рынка в $98 млрд. Ожидается, что эта сумма вырастет к 2020 году до $359 млрд. Получение лицензионных отчислений с программного обеспечения, используемого в этих устройствах, может принести немалый доход. К сожалению, нет данных о том, во сколько ARM обошлась покупка Sensinode.

Интернет вещей меняет мир и способ получения доступа к информации многих «домашних» пользователей, а переход на промышленные предприятия станет ещё большим толчком для его развития. За 10-20 лет наш мир словно превратился в фантастический рассказ из прошлого о будущем, где в любой точке мира с любого устройства доступна почти любая информация. Как с этой информацией обходиться, это уже другой вопрос.

Интернет вещей сможет изменить способ взаимодействия пользователей с материальными объектами в той же мере, как Интернет изменил способы и масштабы работы с информацией. Покупки всё больше будут перетекать из реального мира в сетевой; автомобили будут становиться всё более автономными системами со средствами самоконтроля за состоянием своих узлов и обстановкой на дороге, а также способностью к обмену данными между собой. Уже сейчас крупные IT-компании всё чаще смотрят в сторону автомобилестроения как перспективного направления для расширения сфер своей деятельности.

Источник: http://rtlservice.com