Опубликовано 23 февраля, 2014 в Экономика
 
 

Борьба с пиратскими программами в Беларуси

1Евгений Данилов (директор восточноевропейской штаб-квартиры Microsoft по лицензированию) считает, что в Беларуси используют далеко не все методы для борьбы с пиратством в области программного обеспечения. С его слов, правительство компании в Беларуси готово взять на себя обязательство относительно формирования недостающей правоприменительной практики в области защиты интересов создателей софта. Но, вместе с тем, все же надеется, что правительство Беларуси займется изменением законов.

Также Е. Данилов думает что, если государство ведет политику снижения компьютерного пиратства, посредством использования уголовной или административной ответственности и начинаются так званые «ковровые бомбардировки» — это его личное право.

Кроме уголовного и административного кодексов, есть множество законов, которые после определенных правок смогут значительно «побелить» рынок программного обеспечения. В наше время часть пиратской продукции на этом рынке составляет примерно 87%. Особенно большое влияние дало бы внесение определенных поправок в законы о защите прав потребителей, стандартизации, государственных закупках и налоговое законодательство.

Наш собеседник утверждает, что работа в данном направлении в Беларуси не ведется, поскольку есть определенные преграды, для того, чтобы внедрить лицензионное программное обеспечение. За последние 5 лет не было внесено ни одной поправки касательно защиты авторских прав.

На данный момент, расcказывает Евгений, нет никаких смещений касательно пресечения пиратства при помощи Уголовного кодекса. С его слов, на рынке, где присутствует высокий уровень пиратства, очень легко выявить компании, использующие незаконное программное обеспечение. Например, если уточнить приблизительно количество сотрудников в определенной компании, количество компьютеров, а также по тому что компания не закупает никакого софта.

«Пиратство бывает осознанное и неосознанное. Есть различные моменты: непростая схема лицензирования, руководитель не ознакомлен, быстрый рост компании… Это все достаточно легко решается. Но, если мы знаем, что компания специально на это идет, думая, что ничего ей не будет, то мы имеем право применить юридический инструмент», — говорит собеседник.
Хотя с применением юридических инструментов в стране также могут иметь место определенные проблемы. Это связано выше опоминавшимся отсутствием какой-либо правоприменительной практики.

Евгений Данилов признается в том, что у милиции нет навыков для определения контрафактных продуктов. Экспертные организации пока что не готовы делать экспертизы. Процесс формирования правоприменительной практики – долгий и достаточно сложный.

В то же время те страны, которые серьезно подошли к данному вопросу, впечатляют своими результатами. Как пример, собеседник привел Кыргызстан. В этой стране уровень пиратства не есть ниже, чем в Беларуси. Перед такой структурой, как финансовая полиция была поставлена конкретная задача – повысить собираемость налогов. Математика достаточно простая: если 90% всего софта страны есть пиратским, соответственно налоги платят лишь за 10 % продуктов, которые лицензионны. В борьбе с нелицензионным софтом милиция приносит в бюджет деньги в виде налогов благодаря продаже легального программного обеспечения. К этому еще добавляются штрафы с «пиратов».

Данилов говорит, что Беларуси не хватает политической воли для понимания и заинтересованности в том, что государство в первую очередь несет прямые социальные, экономические и политические издержки при отсутствии борьбы с «пиратами». С его слов, в стране пока что нет таких людей, с которыми можно обсудить эти вопросы.

Если у компании не будет поддержки со стороны государства, то она намерена действовать самостоятельно. В том случае, если никакого другого выхода не будет. В этом направлении уже ведется работа. Планируют начинать с каналов распространения.

«Один из главных предприятий компьютерной техники в нашей стране уже занимается продажей техники с предустановленным лицензионным программным обеспечением. Но, вокруг существуют десятки фирм, которые самостоятельно собирают компьютеры и устанавливают пиратский софт. Само собой разумеется, что возникает недобросовестная конкуренция. Покупателю в действительности навязывают пиратское программное обеспечение. Если в точках продажи будет предоставляться компьютерная техника исключительно с лицензионным софтом или же совсем без софта – это будет огромный шаг вперед», утверждает Евгений Данилов.

В Беларуси уровень пиратского ПО составляет целых 87%. Но, несмотря на это страна не есть лидером по данному показателю. Фактически большое количество стран имеют уровень от 80 до 90% пиратства. Соответственно, Белоруссия среди них имеет хорошие позиции.

Данилов имеет оптимистический настрой: он уверен в том, что при появлении данных за 2013 год общая статистика пойдет на улучшения.

Однако Евгений Данилов признается, что в офисах Белоруссии присутствует огромное количество старого компьютерного оборудование с нелегальным (пиратским) софтом. Срок пользования офисным компьютером составляет 5 лет
Также со слов собеседника, есть определенные пробированные методы инвентаризации программного обеспечения и международные стандарты. Большинство стран уже провело инвентаризацию такого типа. Россия в их числе
Тема пиратства – это практически самое важное проблемное место в расширении деятельности в Беларуси Microsoft, утверждает Данилов. В данное время офис компании в Беларуси порывается объяснить своему руководству, то, что в страну Беларусь есть возможность инвестировать и в долгосрочной перспективе.

Данилов утверждает, что уже была проведена детальная аналитическая работа, благодаря которой, мы доказали что местный рынок может построить собственную модель. Рынок откровенно перспективен, считает он.